МОУ СОШ им.Г.И.Марчука
р.п.Духовницкое Духовницкого района Саратовской области
  • Будущим первоклассникам

    Уважаемые родители!

    Быть готовым к школе – не значит уметь
     читать, писать и считать. Быть готовым к школе
     – это  значит быть готовым всему этому научиться.
    Венгер Л. А.

    Что такое готовность ребенка к школе?

    По мнению психологов, составляющими готовности к школе выступают:
    1.    Мотивационная готовность (предполагает желание идти в школу, вызванное учебными мотивами). 
    Включает в себя:
        желание узнавать что-то новое;
        желание достигать успехов в учебе.

    Рекомендации родителям: основная задача заключается в формировании положительного отношения к школе, к учителю, к учебной деятельности. Беседуйте о школьных порядках, можете устроить детям экскурсию по будущей школе, показав ему, где они будут учиться. Также полезны занятия, которые развивают фантазию и воображение (рисование, лепка, конструирование), самостоятельность и упорство (занятия в кружках и секциях). Рассказывайте ребенку о своих школьных годах, вспоминая интересные ситуации из своей школьной жизни, читайте вместе с ребенком книги о школе. 

    2.    Эмоционально – волевая готовность (предполагает умение  контролировать свои эмоции и поведение). 
    Включает в себя:
        способность делать не только то, что хочу, но и то, что надо;
         не бояться трудностей, разрешать их самостоятельно;
        адекватная самооценка и положительный образ себя;
        умение сосредоточиться, управлять эмоциями.

    Рекомендации родителям: формируйте вышеперечисленные качества посредством игры. Игры учат принимать правила игры, с достоинством проигрывать, выстраивать свою стратегию и при этом учитывать постоянно меняющиеся обстоятельства и т. д. Важно  приучать ребенка к режиму дня и смене деятельности. Важно проявлять веру в ребенка, искренне поощрять, помогать и поддерживать. Постепенно ребенок разовьет в себе способность к волевому усилию, но не сразу. Все то, что вы говорите в семье о школе, о ее роли в жизни ребенка, должно вызывать положительное эмоциональное отношение, большой интерес к новой социальной позиции школьника. Важно, чтобы сообщаемая информация вызывала живой отклик, чувство радости, сопереживание. Читайте  художественную литературу, смотрите фильмы о школе, телепередачи о школьной жизни; покажите фотографии, грамоты, связанные с вашими школьными годами, играйте в школу.
    Важно иметь в виду тот факт, что ребенок должен уметь правильно оценивать себя и свое поведение. Если ребенок привык к постоянной похвале и одобрению, а вы выполняете все его желания и капризы, то прогноз обучения будет неутешительным. Попав в коллектив класса, такой ребенок столкнется с непривычными для него требованиями, обязанностями, объективной (а значит, далеко не всегда положительной) оценкой его деятельности и личности в целом. То, что учитель будет относиться к нему как ко всем, а не с особым вниманием и любовью (как его родители), может восприниматься им как недоброжелательность, несправедливость, что станет причиной конфликтных отношений. Завышенная самооценка может вызывать неправильную реакцию на замечания учителя. В результате может оказаться, что «школа плохая», «учитель злой» и т. д.  
    В дошкольном возрасте еще нет механизма произвольности – целенаправленного управления своим вниманием, речью, эмоциями. Ребенок может долго играть либо легко запоминать стихотворение, только в том случае, если эта деятельность его «зацепила». Поэтому поощряйте усидчивость, когда ребенок ее проявляет, говорите о необходимости контроля над собой. Вы можете развивать такое умение, давая детям сначала более легкие, а затем сложные задания. При этом обязательно предлагайте детям повторять ваши слова, чтобы убедиться в том, что они вас услышали и правильно поняли.

    3.    Интеллектуальная готовность (предполагает достаточно широкий кругозор, запас конкретных знаний и знание основных закономерностей). 
    Включает в себя:
        умение думать, анализировать, делать выводы;
        развитие речи, словарный запас и способность рассказывать что-то на доступные темы, в том числе и элементарные сведения о себе;
        способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика.

    Хочется отметить, что умение писать, читать, считать, решать элементарные задачки – это лишь навыки, которым можно научить.

    Рекомендации родителям: поддерживайте исследовательский интерес юного естествоиспытателя, тогда к моменту поступления в школу ему многое удастся постичь на собственном опыте.
    Учите ребенка самого искать ответы на свои бесконечные «почему», выстраивать причинно-следственные связи – одним словом, активно интересоваться окружающим миром.

    4.    Личностно – социальная готовность (предполагает готовность к общению и взаимодействию  как с взрослыми, так и со сверстниками). 
    Включает в себя: 
        умение ребенка общаться с детьми;
        проявление инициативы в общении; 
        знание и соблюдение принятых в обществе норм общения;
        готовность к учету интересов других детей или коллективных интересов;
        умение отстаивать свое мнение;
        понимание разницы в общении с детьми, учителями и другими взрослыми, родителями;

    Хотелось бы отметить, что у малыша к моменту поступления в школу должен быть достаточный опыт общения с незнакомыми людьми.

    Рекомендации родителям: помогать ребенку самому устанавливать контакты с окружающими в поликлинике, на детской площадке, в магазине и пр. 

    Основа готовности к школе – это развитие навыков саморегуляции. Психологически не готовый к школе ребенок, как правило, характеризуется следующим образом:
        проявляет мало инициативы;
        не может включиться в общий режим работы класса;
        не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается;
        испытывает затруднения в общении с взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач.

    Как определить уровень готовности ребенка 
    к обучению школе?

    Должен ли ваш ребенок уметь читать и писать до школы? Специалисты говорят, что это не обязательно. Более того, в некоторых случаях самостоятельное обучение ребенка чтению и письму в раннем возрасте может ему даже навредить. Итак, что обязательно должен знать и уметь будущий первоклассник?

    • знать свое имя и фамилию, адрес, имена членов семьи;

    • знать времена года, названия месяцев, дней недели, различать цвета;

    • считать до десяти;

    • увеличивать или уменьшать группу предметов на заданное количество (решение задач с группами предметов), уравнивать множество предметов;

    • уметь сравнивать группы предметов: «больше, меньше или равно»;

    • объединять предметы в группы по принципу родства;

    • находить в группе предметов лишний;

    • высказывать свое мнение, построив законченное предложение;

    • иметь представление об окружающем мире: о профессиях, предметах живой и неживой природы, правилах поведения в общественных местах;

    • иметь пространственные представления: право, лево, вверх, вниз, под, над, из-за, из-под чего-либо;

    • легко общаться с другими детьми;

    • выполнять распоряжения старших.

    Как выявить социально-личностную и психологическую готовность ребенка к школе?

    Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточно сформированный уровень психического развития ребенка, необходимый для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в количестве сверстников.

    Определить уровень логического мышления ребёнка можно по  следующим методикам:

    • «Четвёртый лишний». Ребёнку показывают 4 картинки, одна из которых – лишняя. Например, кошка-собака-корова-лиса. Родитель просит ребёнка назвать лишнюю картинку и объяснить свой выбор. Из 10 попыток должно быть набрано хотя бы 7. Результат – 6 картинок и менее – говорит о недоразвитии у ребёнка операций анализа и обобщения. Также это может свидетельствовать о низком кругозоре.

      Родителям полезно понаблюдать за ребёнком: как он общается с окружающими людьми, есть ли у него друзья, умеет ли он сосредотачиваться на одном деле, есть ли у него стремление научиться чему-то новому. Важный показатель – как ребёнок справляется с трудностями: пасует перед ними, просит помощи у родителей или решает проблему сам.

    • «10 слов». Её суть состоит в том, что мама или папа зачитывает 10 слов, не связанных между собой по смыслу. Задача ребёнка – назвать все слова, которые он смог запомнить после каждого повторения. Слова зачитываются 4 раза. В норме ребенок должен запомнить 8-10 слов после четвертого повторения. О низком уровне развития слуховой памяти говорит показатель – 3 и менее запомненных слова.

    • Ещё одна методика, достаточно простая для родителей, это «Повтори узор». Мама или папа рисует по клеточкам несложный узор и просит ребёнка повторить такой же. Здесь можно оценить сразу несколько показателей: может ли ребёнок проводить линии точно по клеткам или рисует криво, получается ли у него такой же узор или есть различия, делает ли задание старательно или небрежно. Если узор срисован верно и ровными линиями, соблюдено расстояние между клетками – это свидетельствует о высоком уровне развития графических навыков и зрительно-пространственной координации. В противном случае стоит уделить внимание этим навыкам.

    Приём письменных заявлений в 1 класс

    День недели Время 1 Время 2
    Понедельник 9.00-12.00 13.00-16.00
    Вторник 9.00-12.00 13.00-16.00
    Среда 9.00-12.00 13.00-16.00
    Четверг 9.00-12.00 13.00-16.00
    Пятница 9.00-12.00 13.00-16.00

    Зачисление в первый класс

    Перейдите на сайт госуслуг 
    и узнайте всю информацию
    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie